Истоки метода кинотерапии: Антонио Менегетти

Истоки метода кинотерапии: Антонио Менегетти

Антонио Менегетти
Антонио Менегетти, крупный представитель гуманистической психологической традиции и «целительское» воздействие кино на зрителя стало для него отправной точкой анализа в работе «Кино, театр, бессознательное». По мнению Менегетти, фильм представляет собой, главным образом, спектакль, лучше других зрелищ показывающий реальность человека в момент кризиса и «выздоровления». С точки зрения Менегетти, фильм вмещает в себя преобладающую мотивацию автора (в обычной жизни как правило цензурированная). При этом фильм удовлетворяет «вкус масс», если «является галлюциногенным конденсатом наиболее распространенного комплекса». Фильм нравится, потому что отвечает на запрос: ослабляет давление, снимает напряжение от внутренней скованности «Я». Через фильм можно дать историческую жизнь вытесненному патологическому содержанию, его не идентифицируя, но достигая тем самым определенного расслабляющего эффекта».

В этом размышлении Менегетти, есть указание на ключевую особенность метода кинотерапии: это метод деликатный, он не требует обязательного проговаривания проблемы (психотравмы) вслух в качестве собственной и обсуждения ее, она переживается при просмотре «не идентифицируя», но тем не менее имеет терапевтический эффект. По «расслаблением» здесь имеется в виду высвобождение энергии заблокированного человеком события или травмирующей ситуации в собственной истории, которое становится доступна осознанию и изменению. При этом есть характерные для состояния общества образы коллективного бессознательного, травматичные для значительного количества людей и, попадая в них, автор воплощает, конкретно выражает преобладающий вектор психического вытеснения.

У Менегетти много интересных размышлений и про эффективность метода. Так, в частности, он указывает, что «многие клиенты прибегают к психотерапевтической консультации лишь для того, чтобы доказать неизбежность своей проблемы, а затем, сняв с себя вину, сознательно продолжают ее культивировать». Мы вернемся к описанию этого феномена и его следствий при анализе современной версии метода.

У Менегетти есть описание терапевтической сути нескольких фильмов, в частности это фильмы «Хорошие новости» (реж. Элио Петри, 1979) и «Черное на белом» (реж. Тинто Брасс, 1969). Он использовал круглые столы со зрителями, а также общался с режиссерами и исполнителями главных ролей современных ему фильмов, чтобы построить достоверную модель в ходе анализа. Менегетти исследовал эффект, производимый фильмом на разных людей, мужчин и женщин, разного возраста и специальностей, делал он это в дискуссионных группах, содержательно анализируя высказывания участников после просмотра. Также он разработал концепцию «Сверх-Я» для кинематографа США, анализируя его формирующую роль в качестве идеологического оружия, способного влиять на политические и экономические события в обществе. Идеи Менегетти получили широкий отклик в психотерапевтической практике как в США и Европе, так и в нашей стране.

Ссылки

  1. Менегетти А. Кино, театр, бессознательное. Том 1, том 2. 2004.

Автор

Лена Павлова

По первому образованию – психолог, кандидат психологических наук (МГУ им. М.В. Ломоносова). По второму – кинооператор (ВГИК, мастерская В.И. Юсова). Консультант, фотограф и проводник. Мастер Рэйки.

Москва - Геленджик, Россия https://lenapavlova.org/ Лена Павлова

Похожие публикации