Примеры использования кинотерапии: Женщина, которая не чувствовала запахов

Примеры использования кинотерапии: Женщина, которая не чувствовала запахов

Пример кратковременной программы (2 месяца).

Женщина, 60 лет, обратилась с проблемой «не чувствую запахов».
Возникло это незаметно и продолжалось от нескольких месяцев, до полутора лет, точно вспомнить она не смогла. Рассказала несколько характерных ситуаций. В ее доме живут две кошки, одна из которых принадлежит дочери, другая – ее собственная. Живя вдвоем, кошки «метят» территорию, оставленные без присмотра вещи становятся «помеченными», в доме есть неприятный запах, который женщина не чувствует. Муж этой женщины склонен к чрезмерному использованию парфюма, это было ей неприятно когда-то, но перестало замечаться в последнее время (она не могла сказать – он не пользуется или она не чувствует). Муж женщины работает на парфюмерном производстве, часто приносит домой парфюмерную продукцию, женщина ее почти не использует. При этом женщина занимается садом и выращивает цветы, там она и заметила, что больше не чувствует запахи, даже свои любимые. Характерный отказ (отрицание) неприятных ситуаций привел к блокировке обоняния. Так же она сообщила, что чувствительность к запахам когда-то потеряла и ее старшая сестра, у которой обоняние так и не восстановилось (есть семейная предрасположенность к такого типа защитной реакции). К врачу она не обращалась. Кинотерапия заняла 2 месяца, результат – полное восстановление обоняния. Фактически оно восстановилось уже в первый месяц, второй месяц программа была продолжена скорее для «закрепления эффекта». Восстановилось незаметно, сначала она стала отмечать резкие запахи, входя в новое помещение, потом вернулась чувствительность в повседневной жизни. Очевидно, что было множество причин в жизни женщины, чтобы заблокировать запахи. Фактически была «поражена» сфера отношений с дочерью (территориальные «разборки» за дом и «свою территорию») и сфера отношений с мужем (неприятие и дискомфорт в его присутствии, разногласия в отношении его работы). Игнорирование прямых конфликтов в этих сферах привело к потере чувствительности. Первым шагом к терапии было признание, что проблемы существуют и понимание того, что маскировало отсутствие запахов. Почувствовать их снова – значило столкнуться лицом к лицу с необходимостью изменения этих отношений. Поскольку заявка была на восстановление чувствительности к запахам, а не на разрешение семейных конфликтов, то индикатор прогресса – возвращение обоняния – рассматривался нами как хороший результат кинотерапии (после его достижения можно было ставить новую цель, что и было сделано). Характерно, что в программе первого месяца казалось бы не было фильмов, напрямую соответствующих проблеме «запахов». Это были фильмы: «Цветы для Алджернона» (Дэвид Дельрие, 2006), «Виктор и Виктория» (Блейк Эдвардс, 1982), «Приключения трупа» (Жан-Жак Бенекс, 2000), «Убить Фрейда / Бессознательное» (Хоакин Ористель, 2004), «Край» (Алексей Учитель, 2010) и, наконец, рок-опера «Томми» (Кен Рассел, 1975). Последний фильм точно воспроизвел механизм травмы. Герой этой оперы после пережитого им шока (убийство его отца матерью и отчимом) в один миг потерял слух, зрение и голос. Он ушел в свой мир, связанный с реальностью только зеркальным кругом и собственным зеркальным отражением, хотя врачи констатировали, что герой здоров – необходимо лишь разрушить барьер, отделяющий его от мира. Аналогичное произошло и с находившейся на программе женщиной, когда барьер был разрушен, восстановилась чувствительность к запахам. Характерно, что этот фильм не был поставлен в начале программы. Он был «подготовлен» другими фильмами, каждый из которых имел различное отношение к теме. Герой фильма «Цветы для Алджернона» — умственно отсталый человек, который начинает принимать препарат, повышающий его интеллектуальные способности. Он доходит до уровня нормального развития и даже выше, влюбляется, пытается жить как другие люди. Но оказывается, что действие препарата не долговечно и вызывает неприятные побочные эффекты (гиперчувствительность) и герой принимает решение отказаться от его приема. Фильм затрагивает много «болезненных» тем, среди которых ощущение недолговечности, неустойчивости «высоких» состояний, которые мы переживаем в жизни (для большинства из нас за подъемом следует откат в зону нечувствительности). Фильм «Убить Фрейда / Бессознательное» в рассказывает о неприятностях, к которым может привести контакт со бессознательными импульсами и в блестящей юмористической форме иллюстрирует основные психоаналитические защиты. Эта программа иллюстрирует, как через «смех и слезы» можно подойти к снятию собственной блокировки (экрана действительности), после чего должна последовать работа по пересборке травмирующих отношений в жизни, сделанная с помощью терапевта или самостоятельно.

Автор

Лена Павлова

По первому образованию – психолог, кандидат психологических наук (МГУ им. М.В. Ломоносова). По второму – кинооператор (ВГИК, мастерская В.И. Юсова). Консультант, фотограф и проводник. Мастер Рэйки.

Москва - Геленджик, Россия https://lenapavlova.org/ Лена Павлова

Похожие публикации