Примеры использования кинотерапии: Женщина, у которой болела спина

Примеры использования кинотерапии: Женщина, у которой болела спина

Пример длительной программы (11 месяцев).

Женщина, 65 лет, обратилась с проблемой «боли в спине».
Боли хронические, появились много лет назад. Усиливались в период дачных работ, ослаблялись в зимний период. Ко врачам обращалась, периодически получала симптоматическое лечение (обезболивающие уколы), получила рекомендацию «поднимать не больше 3 кг». Жаловалась также на взрослого сына, который не женится и почти не помогает ей в дачных работах, которые ей «сложно выполнять с больной спиной» (живет сын отдельно, но в пешей доступности). Особенно тяжело женщина переносила сезон сбора малины (июнь), на сборе которой традиционно зарабатывала. К кинотерапии приступила в сентябре, со словами: «Вот сейчас мне что-нибудь попроще, еще месяц я поработаю на даче, а потом зимой у меня будет много времени для фильмов и практик». Кинотерапия длилась 11 месяцев и сопровождалась обострениями (в феврале попала в больницу, в апреле-мае проходила длительный курс уколов). Через 11 месяцев (в конце летнего сезона следующего года) ситуация улучшилась настолько, что женщина решила продолжить кинотерапию, но уже по другой проблеме. В рассмотренном случае «болей в спине» напомним, что мы имеем дело с психологической, а не медицинской стороной дела. Болезнь хроническая, если бы медицинские методы лечения были достаточны, то женщина давно бы уже вылечилась. Присутствовала психическая блокировка, с которой мы стали работать методом кинотерапии. В ходе работы самыми актуальными были ситуации двух типов. Первый – труголизм, высокое напряжение, склонность загружать себя непомерной работой, не умение отдыхать и расслабиться («много времени» у нее не было никогда – ни зимой, ни летом). Второй – стремление привлекать к решению своих проблем своего сына, а самой пытаться решать его проблемы, не умение (не желание) отделить свои ситуации от чужих, отпустить, дать сыну жить своей жизнью. Этот последний класс проблем в свете болей в спине для психосоматики не является чем-то удивительным. Хроническая боль в спине может быть вызвана склонностью личности брать на себя чужие проблемы, решить которые она в принципе не в состоянии, потому что они не ее собственные (так «завалена» чужими проблемами, что не может разогнуть спину и заняться своей жизнью). Особым нюансом ситуации было то, что сын – доктор, психиатр, с хорошими врачебными связями в своем городе, способствовал и организовывал медицинское лечение матери (направления в санаторий и больницу, организовывал курсы уколов, следил за ее анализами и показателями). Парадоксальным образом, кинотерапия первого месяца была начата с фильма «Босиком по мостовой» (Тиль Швайгер, 2005) – история отчаянной влюбленности больной аутизмом женщины, в детстве запертой в изоляции слишком строгой матерью, а позднее исцеленной от своей болезни. Также в первый месяц программы женщина смотрела «Волчок» (Василий Сигарев, 2009), фильм о брошенной матерью очень одинокой девочке и «Беспокойную Анну» (Хулио Медем, 2007), историю 18-ти летней девушки, под гипнозом раскрывающей воспоминания разных девушек, живших в разное время, но одинаково умерших в двадцать два года. Характерной особенностью проходившей кинотерапию женщины было то, что она практически не рассказывала ничего о впечатлениях от фильмов (это не характерно для других наших клиентов), из нее с трудом удавалось вытянуть что-то больше, чем «понравилось» или «не очень». Тем не менее, женщина втянулась в просмотр фильмов, пошла в бассейн и стала плавать регулярно, чтобы разгрузить спину (бассейн находился в санатории, где на тот момент времени работал ее сын). К середине зимы наметился прогресс, но в конце зимы женщина заболела, отказалась от бассейна и попала в больницу. Ей разрешили взять с собой компьютер и она смогла продолжать смотреть фильмы даже в больнице. От кинотерапии она не отказывалась, расценивая ее еще и как знак внимания, но жаловалась, что ей достается много «тяжелых фильмов». Переломный момент наступил в марте, когда она по программе смотрела «Молодую гвардию» (Сергей Герасимов, 1948) и серию документальных роликов, комментирующих этот фильм (реж. Меняйлов). В этот период автору «неожиданно» удалось встретиться с ее сыном, который рассказал, что наблюдает у матери ранние симптомы болезни Альцгеймера (рассеянность, забывчивость, потерю вещей) и хотел бы ненавязчиво показать ее соответствующему специалисту, чтобы, если нужно, как можно раньше начать медикаментозное лечение (использовать сильнодействующие препараты) и отсрочить развитие болезни. Интересно, что сама женщина, находясь на программе и регулярно рассказывая о своей жизни, об этих ситуациях вообще ничего не рассказывала, видимо, не считая их характерными или значимыми (все время от времени теряют или забывают какие-то вещи). Кинотерапевту стало очевидно противостояние между матерью и сыном. Задействуя свою болезнь для привлечения внимания сына, мать отчаянно нуждалась в нем, но не отпускала и не давала ему «расслабиться» и жить своей жизнью, сохраняя к нему отношение как к «мальчику на побегушках» и тому, кто ежедневно приходит к ней на ужин. Сын (авторитетный и очень статусный в своих кругах) буквально «захлебывался» от опеки матери. Постепенно это противостояние нужно было «означить» и «ввести в сознание» женщины, иначе ей «грозил» Альцгеймер и подсаживание на лекарства, но сделать это нужно было деликатно и медленно (в прямом виде это вызвало бы отрицание или разрушение отношений в семье). Три ключевых фильма, проясняющие эти ситуации ее жизни, с нашей точки зрения, были следующие. «Газовый свет» (Джорж Кьюкор, 1944) – фильм о том, как муж целенаправленно и намерено сводил с ума жену, чтобы добраться до спрятанных в ее доме драгоценностей. Фильм показывал характерные примеры, как муж «наводил морок», последовательно создавая ситуации, в которых жена теряла или забывала вещи или провоцировал у нее сильные эмоции, которые сам же выдавал за истерики. Второй документальный фильм «Психиатрия. Индустрия смерти» (Джоанна Мак, Гарри Нул, 2006) об использовании психиатрами сильнодействующих препаратов для того, чтобы контролировать людей. Третий фильм «Кровь с молоком» (Адам Бернштайн, 1997) о чрезмерно опекающей матери и отношениях матери и сына настолько близких, что они провоцируют инцест и последующее самоубийство матери. Естественно, показать такие фильмы подряд было бы нельзя (для восприятия они очень сложные). Потребовался интервал в три месяца между «Газовым светом» и двумя другими фильмами. В это время программа была «разбавлена» восстанавливающими и расслабляющими фильмами (женщина с удовольствием смотрела мультфильмы, в том числе и старые советские, и новые зарубежные). Нами был выбран момент, когда она была готова к сложному для восприятия кино (июнь), чтобы поставить в программу «Психиатрию. Индустрию смерти» и «Кровь с молоком» и еще месяц потребовался потом на стабилизацию и интеграцию. Программа последнего месяца завершалась мультфильмом «Сказка о рыбаке и рыбке» (Михаил Цехановский, 1950), а также фильмами «Форрест Гамп» (Роберт Земекис, 1994) и «Целитель Адамс» (Том Шедьяк, 1998). Результат был достигнут – уже в июне боли в спине уменьшились, а в июле мы завершили программу.

Автор

Лена Павлова

По первому образованию – психолог, кандидат психологических наук (МГУ им. М.В. Ломоносова). По второму – кинооператор (ВГИК, мастерская В.И. Юсова). Консультант, фотограф и проводник. Мастер Рэйки.

Москва - Геленджик, Россия https://lenapavlova.org/ Лена Павлова

Похожие публикации