Кинотерапия в вопросах и ответах

Кинотерапия в вопросах и ответах

Какой эффект дает кинотерапия?

Эффект кинотерапии — терапевтический. Это значит, что она используется как метод воздействия в ситуации, когда у человека есть проблема (болезнь, стресс, кризис в семье или на работе или другое), и он хочет с нею "справиться" (исцелиться). Допустим вариант, когда перед человеком стоит конкретная жизненная задача (смена места работы, увеличение или удержание оборотов, увольнение, рождение ребенка или др.), и он с использованием кинотерапии мобилизует свои силы для более гармоничного и оптимального ее решения.

Не шарлатанство ли это?

Зависит от исполнения. Как в любой терапевтической практике, в кинотерапии есть традиция и есть профанация. В нашей школе программа кинотерапии разрабатывается под проблему и заранее определяются критерии ее разрешения. Соответственно вы оцениваете эффект кинотерапии: улучшилась жизнь (критерии выполнены) — значит метод работает. Конечно, для разрешения проблемной ситуации нужна определенная степень готовности человека, проходящего кинотерапию: бесполезно показывать фильмы Столу, он останется Столом, какая бы замечательная программа ни была для него разработана.

Сколько длится кинотерапия?

В моей практике есть люди, которым кинотерапия помогла за 1 месяц разобраться с очень сложными жизненными ситуациями. Есть те, кто непрерывно проходит программу год, за это время разрешает 3-4 различные проблемы, и продолжает использовать кинотерапию, поскольку видит, что метод "работает". Есть и те, кто находится на программе более года, работая над одной и той же проблемой. В этом случае программа продлевается (подтверждается) каждый месяц и каждый месяц, оценивается положительная и отрицательная динамика. Изменения в жизни, как правило, есть, но они не всегда устойчивы.

В отдельных случаях жизнь человека "исправляется" по многим направлениям, но то, на что он "заявлялся", исправляется в последнюю очередь. Таковы, на моей практике, попытки кинотерапией добиться похудения. Понятно, что для такой проблемы это не основной, а вспомогательный метод. Человек не худеет от просмотра фильмов, но фильмы помогают "сбросить психические защиты", провоцирующие набирать лишний вес. Этот метод в данном случае не самый быстрый, ведь он работает с причиной (неудовлетворенностью жизнью), а не со следствием (лишним весом).

Любопытно, что в случае высокой готовности изменить свою жизнь метод работает довольно быстро на сложных случаях (то есть он «годится» и для острых проблем, и для хронических). Наши учителя добивались трехкратного уменьшения опухоли у человека на программе кинотерапии за срок менее месяца в то время, когда опухоль была только диагностирована, и к ее медицинскому лечению человек еще не приступил. Мы призываем работать над своей жизнью заранее (в том числе с использованием такого деликатного и интересного метода как кинотерапия) и не доводить до образования опухолей.

Где вы учились кинотерапии?

Кинотерапии как методу мы учились в ООО «Международная Консалтинговая Корпорация» у Александра Голешева, Ольги Халиной и Лены Пестовой. Мы используем подобранную ими базу фильмов и практик, а также опираемся на разработанные ими методы подбора фильмов. Именно этот метод (из всех терапевтических) оказался особенно близок мне (Лена Павлова) по жизни и по духу, поскольку он идеальным образом сочетает два моих высших образования: психологическое (МГУ им. М.В. Ломоносова) и кинематографическое (ВГИК им. Герасимова).

На чем основан эффект кинотерапии?

Эффект описан психологами как "катарсис" — высвобождение энергии психологической травмы при ее наблюдении извне. На этом строилась классическая древнегреческая трагедия (театр). Эффект катарсиса глубоко разрабатывался психологами ХХ века и был положен в основу "игровых" методов психологической работы — психодрамы, игротерапии, сказкатерапии, дзен-театра. Здесь травмирующий опыт воссоздается и "пересобирается" за счет игры.

Но есть еще и искусство как таковое — театр или кино — которое (в силу катарсического эффекта) может исцелять зрителя в процессе просмотра (сопереживания, идентификации с героем). Ключевое имя идеолога кинотерапевтической работы в ее современном виде — Менегетти (см. книгу "Кино. Театр. Бессознательное"). Аналогичные идеи развивались для фотографии (см. Camera lucida Ролана Барта, книга есть на русском языке), отчасти поэтому я (Лена Павлова, фотограф) пришла в киноискусство и в кинотерапию. Менегетти использовал групповой просмотр провокационных фильмов с последующим обсуждением и достигал изменений в жизни у просматривающих. Наши учителя переработали метод для использования его в программах индивидуального психологического консультирования, в том числе для программ длительного коучинга.

Есть ли люди, которым кинотерапия помогла? Можно ли с ними пообщаться?

Вы можете пообщаться с нами (Лена Павлова и Саша Чистов) — мы практикуем этот метод друг для друга на протяжении длительного срока и можем многое рассказать о своем опыте, в том числе чудесное. Мы создали группу в facebook, там общаются и обмениваются опытом люди, проводящие или участвующие в программах кинотерапии.

Где вы берете фильмы для кинотерапии?

Изначально база фильмов была передана нам при подготовке, она включает более 450 фильмов, относительно которых накоплена статистика их использования в программах различных людей. То есть по каждому фильму мы понимаем, насколько часто он использовался другими терапевтами и собственно нами (и в каких программах — под какую цель). Время от времени мы пополняем базу, естественно.

Как вы подбираете фильмы в программу?

Наша методика индивидуальна. Мы исследуем ситуацию человека (обязателен персональный разговор, первичный — очно или по скайпу). Мы уточняем ситуацию, по которой сделана заявка, эмоциональный и событийный контекст жизни (например, при запросе «хочу устроиться на работу», не все равно из какой ситуации быть успешной — из 10 лет домохозяйства, после увольнения из крупной корпорации или переезда в другой город, здесь есть «высокий» и «низкий» старт и его особенности). Из более, чем 450 фильмов нашей базы мы выбираем 20-30 «резонирующих» с человеком фильмов, из которых делаем более точный набор из 6-10 фильмов под программу конкретного месяца. Как конкретно выбираем — это уже предмет специального (в нашем случае многолетнего) обучения. Необычным в нашей методике подбора фильмов является то, что фильмы подбираются не узко по проблеме (наркоманы смотрят про наркотики, родственники больных аутизмом про аутизм, а бросающие курить про тех, кто бросил курить, курит или болеет раком), а гораздо шире. Фильмы подбираются таким образом, что позволяют отреагировать на актуальные эмоциональные ситуации человека и их тематика на практике оказывается довольно широкой, иногда парадоксальной. В конечном счете человек обычно понимает, почему ему был поставлен в программу тот или иной фильм. Если нет — это может стать предметом специального разговора.

Поможет ли кинотерапия, если я хочу сменить работу?

Да, мы используем кинотерапию, чтобы помочь при смене места работы (поиске новой работы, увольнении). Важно, что это вспомогательный метод в данном случае. Он не заменяет конкретных действий: подготовки резюме, их рассылки, прохождению собеседований при приеме на работу, обсуждению контрактации на прозрачных и выгодных условиях, прохождению испытательного срока или, напротив, обсуждения условий расторжения контракта. Но бывают (и часто) случаи, когда человек все это делает, а результат неудовлетворителен. Тогда кинотерапия может сопровождать эти действия, помочь сохранить уверенность, адекватность в принятии решений, спокойствие или другое, что требуется (детали зависят от ситуации), что увеличивает шансы благоприятного исхода. Это не чудесное превращение уборщицы в президента корпорации. Это существенное (значительное) повышение шансов при прочих равных условиях. Но и чудесные случаи, связанные с поиском работы и (или) улучшением ее условий у людей, проходивших программу, в нашей практике были.

Помогает ли кинотерапия от физической болезни?

Да. В случае физической болезни кинотерапия используется как вспомогательный метод вместе с основным лечением. Все основные традиции работы с человеком признают связь между телом и психикой (телом и душой). В традиционной медицине есть класс заболеваний, называемых «психосоматическими» (по определению это психические расстройства, проявляющиеся на физиологическом уровне, физиологические расстройства, проявляющиеся на психическом уровне, или физиологические патологии, развивающиеся под влиянием психогенных факторов). Основные психосоматические расстройства (заболевания), выделяемые на современном этапе развития медицины: бронхиальная астма; эссенциальная гипертония; желудочно-кишечные болезни; язвенный колит; ревматоидный артрит; нейродермит; инфаркт; сахарный диабет; сексуальные расстройства; зоб; онкозаболевания. В случае таких болезней мало лечить тело (лечение будет симптоматическим), надо лечить человека в целом (менять психику, способ проживания), иначе болезнь вернется (либо излечение от одной болезни приведет лишь к возникновению другой). В моей практике был человек, обратившийся с девятью хроническими заболеваниями со словами «Надоело болеть» (его жена к этому времени уже предложила вложить «лишние» деньги в покупку места на кладбище). Консультационная работа с такими людьми занимает много лет и происходит на фоне других методов лечения, в описываемом случае ряд диагнозов были сняты (пропала необходимость в операции), ряд болезней перестали о себе напоминать и человек стал забывать о них, вернулся к ощущению себя здоровым. Естественно, что диагнозы ставит и снимает врач и работа в данном случае происходит параллельно с лечением тела (поскольку оно уже было повреждено на физическом уровне). Почему в этом случае нельзя обойтись «больничкой»? Грубо говоря, почему бы не «только врач»? Если человеку помогла больничка (он прошел курс лечения и больше не страдает), то как правило он сам справился с психической стороной болезни. Но если лечение не работает или болезнь возвращается вновь и вновь, то «затык» как правило именно в психике, надо работать с ней.

Можно ли смотреть фильмы всей семьей?

В нашей школе кинотерапия – индивидуальный метод. Программа разрабатывается под человека. Если он сел смотреть фильм и кто-то из семейных настойчиво хочет посмотреть вместе, то мы просим его «не прогонять, но и не поощрять».

Можно ли проходить программу кинотерапии беременным?

Да, мы имеем такой опыт, не только с партнерами, но и личный. Я (Лена Павлова) использовала кинотерапию для подготовки к родам, ребенок родился здоровым, роды начались на следующий день после окончания программы (что само по себе было «чудесным» совпадением). Первая беременность – золотое время для кинотерапии. У женщины есть много времени для себя лично. При этом обостряются проблемы со здоровьем, «родовые» сценарные проблемы по женской линии, а иногда и отношения в семье. В этой обстановке нужно подготовиться к родам, сохранять спокойное благостное состояние, чтобы «настроиться» на ребенка. Я вспоминала потом фильмы последнего месяца беременности весь первый год, они мне «подсказывали» некоторые последующие важные решения и «расставляли акценты» в моих собственных материнских сценариях. При этом (это важно) далеко не все фильмы моей программы были напрямую посвящены материнству! Что касается последующих беременностей (не первой) – как правило кинотерапия нужна и здесь, так как перед женщиной новые беременности ставят новые задачи. Главное, чтобы удалось «поймать волну», чтобы кинотерапия не была в ущерб сну и общению со старшими детьми, но это именно тот навык, который как раз очень потребуется в дальнейшем. Наш ответ – «да!» — очень нужна и очень помогает, это хорошее «вложение» времени и денег, чтобы потом не вкладывать их во врачей.

Применима ли кинотерапия для матерей, ухаживающих за маленькими детьми?

Да, и мы имеем такой опыт как с партнерами, так и личный. Здесь нужно сделать несколько комментариев. Первое. Мамы маленьких детей склонны заявляться на кинотерапию по здоровью детей. Это допустимо (возможна работа с матерью для восстановления здоровья ребенка), так как у них высока взаимозависимость. Существует даже мнение, что до 7 лет жизни болезни ребенка надо лечить через мать, то есть для маленьких детей это хороший способ поправить ситуацию. Корректно было бы поставить такой вопрос: «что мне сделать со своей жизнью и с собой, чтобы мой ребенок был здоровым», но это высший пилотаж, если мать готова говорить о жизни ребенка с такой степенью ответственности. Тем не менее, мы наблюдали случай, когда мама проходит программу, а врачи констатируют улучшение состояния ребенка с аутическими состояниями. Очень упрощенно можно сказать, что «спокойная и довольная мама – лучший фактор выздоровления ребенка», хотя это и упрощение. Второе. Мамы маленьких детей (особенно, если детей двое) склонны жаловаться на отсутствие времени и недосыпы («вместо фильма я лучше посплю»). Многодетные мамы намного спокойнее, они обычно могут организовать свою жизнь так, чтобы иметь паузы для самовосстановления, иначе «на длинной дистанции» они бы «давно сдохли». Обычно главный смысл кинотерапии в этом случае – помочь женщине найти баланс между временем для дел и временем для себя, поймать ритм, в котором будут оставаться паузы. Тогда возможность посмотреть хороший фильм воспринимается как пауза и награда, а периоды, когда все валится из рук и такого времени нет – как явный индикатор кризиса. Третье. Кинотерапия требует ежедневно сделать маленькую практику. Сама по себе практика невелика, но она становится неприятной, если ребенка оставить не с кем и мама выискивает для нее время, пока ребенок спит (когда у нее и так каждый день есть длинный список дел «для успевания»). Лично я (Лена Павлова) нашла для себя решение «делать практику вместе с ребенком» (по крайней мере предложить и объяснить ему это, чтобы не пугался). Это приводит к искажению некоторых практик. Например, если надо 10 минут «сидеть на пятой точке», то я сижу на этой самой точке, а ребенок сидит верхом на мне. Если надо «ходить коленями наружу», то я хожу, а ребенок висит на мне. Если надо «звонить в колокольчик», то мы берем два колокольчика и звоним вместе. Если надо «рисовать», то рисуем вместе и т. д. Я понимаю, что практики получаются не совсем те, но мое личное решение в том, что они должны соединять меня с маленькой дочерью, а не разделять, поэтому не убегаю от нее, чтобы делать их за закрытой дверью (я говорю о ребенке 1-2 лет, которому еще рано оставаться одному даже на 10 минут). Если в процессе возникают непредвиденные нарушения – это повод поговорить с кинотерапевтом и, возможно, подобрать более подходящие практики. Фильмы раз в несколько дней я вместе с ребенком не смотрю, для этого я рассчитываю на время, когда дочь спит или может побыть с кем-то из членов семьи.

Есть ли требования к просмотру фильмов?

Да, есть. Главное и принципиальное: фильм надо смотреть целиком, без прерываний. То есть сесть (или лечь) и посмотреть, от начала и до конца. Это обязательное условие терапевтического эффекта. Второе. Фильм надо смотреть по возможности на «большом» экране (гаджеты не подходят). То есть компьютеры или ноутбуки годятся, а телефоны или планшеты – нет. Если уснули (а такое бывает именно в ходе кинотерапии, потому что фильмы по резонансу «цепляют» наши болевые точки), нужно вернуться к месту, где произошло «отключение» и продолжить просмотр. Естественно, рассказать кинотерапевту на каком именно фильме произошел сбой.

Что делать, если я нарушил программу?

Главное – не умирать. Если «повело», то нужно обратить внимание на то, что в этот момент происходит в жизни. Обычно это именно то, что препятствует выздоровлению (исцелению). Позвонить кинотерапевту, рассказать, он рекомендует восстанавливающее действие и предложит как вернуться к выполнению программы. «Самолечение» (я посмотрю фильмы сам, когда смогу) бессмысленно и не приведет к эффектам, на которые рассчитана программа.

Что делать, если я уезжаю в ходе программы?

Взять с собой ноутбук. Особенно важно сохранять постоянство выполнения программы (и практик) в поездках, авралах и моментах нестабильности жизни для достижения устойчивого эффекта.

Каковы «попутные эффекты» кинотерапии?

Возвращение «целостности» сознания (в противовес его раздробленности, характерного для «клиповой» культуры). Это очень хорошая «профилактика» от манипуляций, защита критичности, адекватности ума, «здравого смысла» в хорошем смысле этого слова. Подробно эффект целостного просмотра «хорошего» кино рассмотрен Сергеем Кара Мурзой в книге «Манипуляция сознанием» (это лучшая и основная монография на русском языке, посвященная защите от манипуляции сознанием), там же приведены исследования на эту тему. Суть примерно следующая: когда сознание способно удержать (и пережить) целостную историю фильма (с его завязкой — кульминацией — пробуксовкой — развязкой и темпом, не всегда быстрым, как в блокбастерах), оно становится более целостным и ясным в удержании и построении моделей, описывающих собственную жизнь и окружающую действительность. Такому «тренированному» сознанию крайне трудно «напудрить мозги». Что для этого нужно? Регулярно смотреть «хорошее» кино целиком, без прерываний. Приучать свое сознание сосредотачиваться и мыслить целостными сюжетами в условиях, когда окружающий мир провоцирует его на раздробленность. Вторым очень приятным эффектом кинотерапии является развитие общего культурного уровня (и словарного запаса, и эрудиции). Наконец, третьим попутным эффектом кинотерапии является значительная устойчивость психики к «взлетам и падениям» в житейских ситуациях. Поскольку регулярная кинотерапия предполагает выполнение пусть маленьких, но ежедневных практик, направленных на решаемую человеком задачу или цель, то выбивается такой человек из колеи труднее, он более защищен от «разноса» и возможных депрессий, а также от потери адекватности в стрессе, цейтноте или впаданию в панику в сложных обстоятельствах. В общем, одни плюсы, особенно при длительном нахождении на программе. Все это подтверждаем личным опытом и опытом самых близких нам людей.

Могут ли мне поставить в программу фильм, который я уже раньше смотрел?

Да. Строго говоря, это вообще неважно – новый фильм или уже смотренный. В программе он будет работать по-другому, он часто воспринимается совсем по-новому (например, в жизни смешил, а на программе в сон вгоняет или наоборот). Это происходит постольку, поскольку мы смотрим фильмы с целью (как фильм может помочь решить мою жизненную задачу). Но есть люди, которые спокойно и с интересом смотрят фильмы повторно, и те, кого это сильно нервирует («мне пожалуйста новенького и побольше»). Я сама (Lena Pavlova), например, отношусь ко второй категории («в мире еще столько не смотренного мной кино!»). В этой ситуации кинотерапевт обычно идет навстречу и меняет фильм в программе, но конечное решение все-таки остается за кинотерапевтом. Этот вопрос касается, естественно, фильмов, просмотренных нами до прохождения программы кинотерапии. Методика отбора фильмов внутри программы построена таким образом, что фильмы внутри программы не повторяются.

Должен ли мне фильм понравиться, чтобы он был для меня полезен?

Нет, это не обязательно. Некоторые фильмы очень нравятся, другие сложны для восприятия, третьи мы «не пропускаем», что приводит к отторжению (или засыпанию по ходу). У меня лично (Лена Павлова) бывали случаи, когда я умывалась холодной водой, чтобы не спать, а смотреть, а бывали и обратные ситуации, когда я легко и с удовольствием смотрела в программе то, что отказывалась посмотреть или «бросала» недосмотренным раньше (например, «Декалог» Кшиштофа Кеслевского). Важно, что мы приходим в кинотерапию все-таки не чтобы развлечься, а чтобы исправить жизнь и это единственный критерий эффективности программы.

Чем кинотерапия принципиально отличается от других методов психологического консультирования?

Деликатностью. Так или иначе, проходя терапию или находясь на коучинге, нам приходится пересматривать свою жизнь и взаимоотношения, некоторые результаты этого пересмотра болезненны и сложны, далеко не все хотелось бы выносить вовне, даже коучу или консультанту, которому мы доверяем. Почти у каждого человека наступают моменты, когда он протестует против изменений, потому что затронуты слишком болезненные структуры личности. Кинотерапия – идеальный метод для таких ситуаций, он позволяет «прорабатывать» болезненные структуры через сопереживание и идентификацию (катарсис) и это деликатно, так как болезненный и травмирующий опыт «отпускает», даже если он не проговорен вслух. В результате жизнь (не скованная прежними рамками) обретает новые степени свободы, мы выходим на новые, ранее невозможные действия.

Есть ли у нас единомышленники?

К нам откликнулись 3 типа терапевтов. Первые используют просмотр фрагментов кино на тренингах в качестве иллюстраций. Это классно и наглядно, мы также так делаем на своих тренингах, а также комментируем на своей страничке фрагменты кино. Но это ничего общего не имеет с терапией, это лишь упражнение на внятное выражение мысли (для тренера) и ее акцентирование (для участников). Вторые советуют своим клиентам по коучингу или терапии посмотреть тот или иной фильм, как правило, в точном соответствии с проблемой (бизнес-женщинам про бизнес, родителям сложных подростков про сложных подростков и т. д.). Здесь кино — вспомогательный метод, а подбор кино делается на основании общей эрудиции психолога или списков топ-10 (топ-100) в соцсетях. Третьи используют просмотр фильма как отправную точку для дискуссии в группах, это ближе всего к источнику метода у Менегетти. К сожалению, мало кто из этих терапевтов (кроме разве что самого Менегетти) оставляет описание случаев и имеет четкую методику, поскольку кино для них — вспомогательный метод. Без разработки собственно целительской части методики третья разновидность метода превращается в собрание киноклуба. В нашем случае кинотерапия используется как в качестве вспомогательного метода, так и автономно. Она разрабатывается терапевтом в качестве программы для индивидуального просмотра фильмов в течение месяца, чередующегося с практиками (это как «врач рецепт прописал»). Составляется программа под проблему с фиксированными критериями ее разрешения (врачами «снят» диагноз, человек устроился на работу и др.). При этом для определения фильмов в программу исследуются ситуации актуальной жизни человека и фильмы подбираются шире проблемы как таковой, чтобы иметь возможность работать не только с травмой, но и с причинами, и с последствиями травмы. Эффект есть, и это вдохновляет и вселяет веру в кино как искусство. Поскольку у меня два образования (факультет психологии МГУ и операторский факультет ВГИКа), то я с особым воодушевлением наблюдаю случаи исцеления, в которых искусство оказалось сильнее и точнее, чем наука.

Автор

Лена Павлова

По первому образованию – психолог, кандидат психологических наук (МГУ им. М.В. Ломоносова). По второму – кинооператор (ВГИК, мастерская В.И. Юсова). Консультант, фотограф и проводник. Мастер Рэйки.

Москва - Геленджик, Россия https://lenapavlova.org/ Лена Павлова

Похожие публикации