Истоки метода кинотерапии: Психоанализ о кино
Взаимосвязь между кино и психоанализом сформировалась не благодаря З. Фрейду, он мало ценил кино как искусство и в течение своей жизни не проявил интереса к развитию кинематографа. Однако, взгляды З. Фрейда на кино не были разделены его последователями. Крупные режиссеры 20-30x годов XX века использовали как идеи психоанализа, так и прямые консультации с психоаналитиками не только для создания своих фильмов, но и для разработки теории кино. Например, главная эстетическая идея «основной проблемы» искусства по Эйзенштейну заключается в том, что форма произведения должна воздействовать на архаичные механизмы психики, тогда как содержание произведения должно быть ориентировано на современное логическое мышление (сознание). Фильмы с удивительной точностью стали воспроизводить (или формировать в культуре) классические механизмы фрейдовской работы сновидения (смещение, сгущение и символическое представление). Психоаналитики исследовали механизмы воздействия кино на психику. С точки зрения психоанализа, манера, в которой «работают» фильмы, сновидения и шутки, очень схожи, и содержательная работа, которую они совершают, также сходна. Просмотр кино служит для регуляции психических процессов, для освобождения от напряжения, возникающего при подавлении бессознательных импульсов. При этом «работа просмотра кино» более сознательна, она включает следующие аспекты:
- исполнение желания в замаскированном виде;
- регрессию;
- механизмы работы кино по аналогии с работой сна: сгущение, смещение, символизацию, драматизацию;
- попытку овладеть травматическим переживанием;
- удовлетворение Супер-Эго;
- прямое обращение к бессознательному через образы и звуки при безопасном дистанцировании от эмоционального переживания;
- поиск объекта;
- поиск группы для идентификации.
Позднее в пятидесятых годах двадцатого века аналитики заметили, что киноискусство может быть также полезно в психоаналитическом обучении, как и фрейдовское психоаналитическое осмысление пьес Ибсена, Шекспира и Софокла. В последующие годы развилась целая сфера психоаналитической кинокритики. С тех пор очень влиятельный французский кинематографический журнал «Cahiers du Cinema» стал регулярно публиковать исследования американских и европейских фильмов. Позже подобные исследования стали публиковаться и в британском журнале «Screen», а, несколько лет спустя, и в американских журналах «Camera Obscura» и «Discoure», эта традиция в теории кино сохраняется в настоящее время, но ее обзор и не входит в предмет рассмотрения данной статьи (отсылаем к статье Ксении Корбут «Психоанализ о кино и кино о психоанализе»). Нам интересна цепочка обратного влияния: не как психотерапия повлияла (во многом – сформировала) современное кино, а как современное кино может быть «возвращено» и полезно в качестве воздействующего метода для психотерапии.
Ссылки
- Корбут К.П. Психоанализ о кино и кино о психоанализе // Журнал практической психологии и психоанализа. 2005. № 2.